top of page
  • Александр Чубанов

[шк🔟] Я - "музыкант". Я так слышу... 🔊

Как песни, исполняемые в несколько инструментов, превращаются в произведения для баяна? Вы узнаете из этой статьи.

Пропустим здесь условную "гитарную эпоху" (до февраля 2015 года), так как там не было ничего особенного. Выучил текст и аккорды, отрепетировал и вперёд петь.

Ноты

Первым делом я пытаюсь найти ноты.

Есть ноты для пианино? Супер. Можно учить, а аккорды для левой руки или уже прописаны, или можно отдельно найти. Хороший пример - песня "Последний герой" группы "Кино".

Можно найти мелодию с аккордами. Они проще. Но в материале может не оказаться вступления и проигрышей. Их можно подобрать на слух по оригиналу.

Может повезти и найдутся гитарные табы для finger-style. Если постараться, то из табов можно выудить и мелодию, и проигрыши со вступлением. Такой подход используется при разучивании песни "Дурак и молния" группы "Король и шут". А так же помогло при доучивании песни "Ой-йо" группы "Чайф".

В случае отсутствия нот приходится заказывать их подбор. Но это совсем крайний случай.

Подбор на слух

Как и писалось ранее, в случае отсутствия нот приходится заказывать их подбор. Но есть песня, подбор которой мне стыдно заказывать, так как она слишком простая. Это песня группы "Калоши Счастья" - "Питер". И я решил подобрать её на слух самостоятельно. Ну надо же с чего-то начинать...

Сложно? Упрощаем.

Если я бы учил все песни как в оригинале, то у нас в репертуаре сейчас было бы около 20 песен: примерно по 2 песни в год + 4 песни, которые я выучил ещё в музыкальной школе ("Yesterday", "Катюша", "Коробейники" и "В землянке").

Всё началось с песни Юрия Шевчука "Капитан Колесников" (первая рок-песня в репертуаре).

Во-первых, я терпеть не могу сложный ритм в мелодии и при возможности его упрощаю, сохраняя исходную мелодию.

Во-вторых, для левой руки я долгое время использовал простейшие 3 схемы аккомпанемента: Бас-аккорд по отдельности, бас+аккорд на растяжке меха, бас+аккорд отрывисто.

На одном из мероприятий в 2021 году кто-то сказал, что аккомпанемент, используемый нами для песни группы "Кино" "Группа крови", ей не подходит. И с тех пор я стал делать более разнообразный аккомпанемент. Но всё упирается в проблемы с ритмом. Кстати...

Метроном? Нет, не слышал...

Один из главных моих косяков - плохое чувство ритма. И я долгое время не пользовался метрономом при разучивании новых песен. С приходом в группу Тимофея осенью 2022 года пришлось задуматься о стабилизации темпа.

Кавер на кавер

Иногда для вдохновения при разучивании песен я прослушиваю как те или иные песни исполняют другие музыканты.

На данный момент самое близкое к понятию "кавер на кавер" - песня Элвиса Пресли "Love me tender". Для этой песни я нашёл хоровую партитуру. Я сложил 2 самые подходящие к оригинальной мелодии партии и добавил аккорды, найденные в интернете.

Песня группы "Чайф" "17 лет" тоже приближается к понятию "Кавер на кавер". В 2016 году у группы "Чайф" вышел альбом "Теория струн", на котором группа исполняет свои песни с участием струнного ансамбля. Среди композиций есть и песня "17 лет". Один в один я не стал разучивать. Альбом "Теория струн" подкинул идеи для вступления и проигрышей. Всё из-за того, что я не нашёл в интернете интересных каверов, которые можно было бы адаптировать под баян.

Коснёмся здесь и "Гимна клуба Сеятель". Это вообще перепевка перепевки. Тверская группа "Безударные согласные" сочинила на мотив песни группы "Гражданская оборона" "Зоопарк" "Гимн Литвинок". Алексей по мотивам этой песни написал "Гимн клуба Сеятель". я же для того, чтобы разнообразить мотив и украсить вступление, позаимствовал их в инструментальном кавере на "Зоопарк" от коллектива "Vespercellos".

Случайности не случайны

Одна маленькая ошибка обновила несколько наших каверов и повлияла на новые.

В конце 2016 года проходили дружеские посиделки - мы проводили старый год. И одной из песен, прозвучавших на той встрече, была "Звезда по имени Солнце". Всё шло по плану до финального "соло". Я должен был закончить на тонике. Я промахиваюсь и нажимаю правой рукой на соседнюю кнопку, что в сумме с правильным аккордом в левой руке, даёт аккорд "Am6" вместо "Am".

Мне этот ход понравился. И я его решил добавить в концовки других песен:

  • гр. "Ноль" - "Человек и кошка" ("Am6" вместо "Am"),

  • гр. "Конец фильма" - "Элис" ("G6" вместо "G"),

  • "Гимн клуба Сеятель" ("G6" вместо "G"),

  • И. Растеряев - "Комбайнёры" ("Am6" вместо "Аm"),

  • и конечно гр. "Кино" - "Звезда по имени Солнце" ("Am6" вместо "Am").

Кто-то мне сказал, что это "стиль Высоцкого". Но в единственной его песне в нашем репертуаре - "Лирическая" - такой оборот я не использую. Не уместен он в этой песне. Я же музыкант. Я так слышу.


Интересно, куда ещё могут привести промахи мимо клавиш?..

А другие инструменты?

Всё, что касается сочетания баяна с флейтой или волынкой, я доверяю Тимофею. НО! То, в каких именно песнях будет использоваться волынка, флейта или тамбурин, зависит в первую очередь от тональности песни. Тональности флейт и волынки ограничены двумя параллельными.

Что дальше?..

С учётом выше описанного, есть куда расти.

Эксперименты с темпом

Конечно в первую очередь надо стремиться к ровному темпу. Но есть некоторые песни, которые мне больше нравятся в более быстром или медленном исполнении, чем оригинал.

Аккорды

А что, если очередной промах мимо кнопки, приведёт к замене аккорда в финале? Можно же закончить на мажорном аккорде вместо минорного (например, "A" вместо "Am").

Музыкантов много не бывает

Мы всегда открыты для сотрудничества с другими музыкантами, как для записи, так и для выступлений. Всегда интересно, что ещё можно выжать из уже привычного материала.

Авторский материал

Авторские песни - это тема для отдельного разговора. Поэтому здесь поведаю об одной устаревшей и малость незаконной практике...

На ранних этапах развития группы по причине отсутствия опыта написания песен я пробовал положить стихи на известную музыку.

Например, песню "Что думал Гарри Поттер?" я хотел сделать на мотив Имперского Марша. Во-первых, фрагменты произведения стилистически подходили четверостишьям. Ну и ради забавного совпадения - к первым 3 фильмам о Гарри Поттере и всем 9 основным эпизодам саги "Звёздные войны" музыку написал композитор Джон Уильямс. На данный момент от первоначальной идеи осталась только эмоциональная окраска четверостиший, приближенная к аналогичным фрагментам Имперского Марша.

Другое стихотворение я пробовал наложить на музыку из передачи "В мире животных". Несколько лет спустя я узнал, что эта тема изначально являлась песней "Alouete". А уже потом её мастерски переработал Поль Мориа. Из-за специфичной тематики стихотворения дальше экспериментов дело не пошло.

В дальнейшем от практики заимствования мелодий я отошёл, чтобы избежать потенциальных проблем с правообладателями. Для следующих потенциальных песен я пытаюсь написать уникальные вступления, мотивы и проигрыши.

Итоги?

За таким казалось бы простым процессом кроется столько деталей. Может быть из-за этого и снизился темп ввода в репертуар новых песен?..

3 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page